В настоящее время принято считать, что среди всего многообразия моделей автомобильного семейства Legacy модификация «GT spec.B» обладает самым «спортивным» характером. Этот автомобиль оснащается 2-литровым двигателем с турбонаддувом а, кроме того, имеет довольно жесткую подвеску, 18-дюймовые колеса, и некоторые другие отличительные особенности. После частичной модернизации модельного ряда Subaru Legacy все наперебой стали хвалить установленную на машину систему SI-drive. Безусловно, она стоит того. Но было бы неправильным полагать, что кроме этого модернизация не дала машине ничего нового. Экология не забыта. Итак, что мы имеем? По прошествию 3 лет после появления на рынке автомобилей семейства Legacy нового поколения, их решено было немного обновить. Сказано – сделано! И хотя участвующие в реализации решения в жизнь инженеры и конструкторы обозначили это мероприятие как «малую модернизацию», на самом деле его масштаб несколько более значимый. Рассмотрим простой пример. Предположим, что дизайнеры решили, что следует как-то изменить внешний вид машины. Это – довольно распространенный ход при частичной модернизации, поскольку впоследствии позволяет владельцам легко отличить, где старая машина, а где ее новый образец. В таком случае, можно ограничиться простым изменением формы переднего и заднего бампера, поставить другие передние и задние фонари и т.д. То есть, внести изменения только в такие внешние «атрибуты», которые изготавливаются из пластика и для которых не требуется существенного изменения производственной линии. Но можно пойти и иным путем, например, изменить линию капота. В техническом плане такой замысел выполнить значительно сложнее, поскольку придется менять и подгонять не только сам капот, но и боковые части передних крыльев. Иными словами, хлопот будет значительно больше, а как будет воспринят результат – это еще надо посмотреть!
Между тем, в организационном плане оба эти мероприятия должны быть обозначены как «изменения внешнего вида, внесенные в ходе малой модернизации». Безусловно, что второй путь выберет тот, чьи амбиции больше. Так вот, по тому, как осуществлена малая модернизация машин семейства Legacy, можно с уверенностью сказать, что амбиций у Subaru хоть отбавляй.
Но то, что список изменений, внесенных в ходе малой модернизации, оказался довольно разнообразным, это еще не все. Главное, как мне кажется, заключается не в том, сколько в нем пунктов, а то, каков их характер. Или, если быть точнее, что в этом «меню» предлагается в качестве «главного блюда». Так вот, неожиданно для всех главным оказалась экологическая безопасность автомобиля Legacy. И это, как выяснилось, касается не только серии Legacy. В ближайшее время эта тенденция станет главенствующей для всех модельных рядов автомобильного парка Subaru. Следует отметить, что прежде негативное воздействие машин Subaru на окружающую среду не подлежало особому обсуждению. Не то, чтобы эти характеристики полностью игнорировались, нет! Но на фоне постоянного совершенствования ходовых качеств, тема экологии отходила на второй план. Но времена меняются, и вот уже представитель Subaru во всеуслышание провозглашает, что приоритетом любой модернизации любого автомобиля должно стать достижение этими машинами современного уровня во всем, включая экологию. Что ж, новый подход обозначен, и, судя по всему, результаты малой модернизации автомобилей семейства Legacy следует рассматривать, как первый «акт» в рамках новой «экологической» политики Subaru.
Общие сведения о машине:
(Особенности серии)
Без сомнения, автомобильное семейство Legacy является для Subaru предметом особой заботы, поскольку в некотором смысле представляет собой самый ее козырь. В настоящее время выпускается уже 4-е поколение машин этого семейства. Последняя полная замена модельного ряда произошла 23 мая 2003 года. Начиная с этого момента, машина стала выпускаться с кузовом 3-й размерной группы. Но что самое интересное, несмотря на увеличенные габариты, новый автомобиль оказался почти на 100 кг легче своего предшественника. Кроме того, много шума наделало появление в машине двигателя новой разработки в комбинации с 5-ступенчатой автоматической коробкой передач, которая обеспечила машине мощный крутящий момент на малой и средней скорости. Если же углубиться в детали, то можно, например, дать высокую оценку педали тормоза, сопротивление которой сейчас более точно соответствует величине фактического тормозящего момента. Это только один пример многоплановой работы инженеров Subaru над своим новым детищем, которое призвано доказать высокий технический потенциал компании. Как изменились габариты машины 4-го поколения по сравнению с предшественником? Итак, длина составила 4680 мм, ширина стала равна 1730 мм, что на 35 мм больше, чем раньше. Высота, напротив, уменьшилась на 15 мм и теперь равняется 1470 мм. Это – данные по модели Touring Wagon 2.0 GT. И, наконец, колесная база тоже увеличилась на 20 мм и составляет теперь 2670 мм.
В мае месяце текущего года модель Legacy Touring Wagon прошла малую модернизацию, которая затронула не только внешний вид и интерьер салона, но и, главным образом, двигатель и конструкцию кузова. По сути дела, если выполненные мероприятия и следует называть «малой модернизацией», то так и хочется добавить что-нибудь вроде «расширенная малая».
Начну с того, что все изменения внешнего вида сконцентрированы вокруг передней декоративной решетки радиатора. Изменения салона ограничились только заменой сидений. Если заглянуть в салон 3-литровой модели, то в нем обращает на себя внимание новый двухсторонний кондиционер (имеет независимый левый и правый воздуховод), а также телескопическая рулевая колонка с изменяемым положением рулевого колеса.
Изменения, касающиеся силового агрегата, прежде всего, включают в себя новую контрольную систему SI-drive («Subaru Intelligent drive»), которой в настоящее время оснащаются как 2-литровые модели с турбонаддувом, так и атмосферные 3-литровые машины. Эта система позволяет выбрать один из трех режимов езды: режим «S», «S#» и «I», - при помощи селекторного выключателя, расположенного на центральной консоли передней панели салона. Режим езды – это, по сути, изменение тяговых характеристик и схемы управления дросселем. Кроме этой системы в машине усилена жесткость конструкции подвески. И еще, 6-ступенчатая ручная коробка передач, которая ранее использовалась только в моделях с 3-литровым мотором, сейчас ставится также и на автомобиль комплектации «spec.B».
(Деление на категории)
Автомобиль комплектации 2.0 GT spec.B оснащен тем же 2-литровым двигателем с турбонаддувом, который используется в модельном ряду 2.0 GT, и является, по сути дела, машиной самой дорогой категории из серии Legacy Touring Wagon. Подобно автомобилю модели 2.0 GT, он оборудован амортизаторами марки Bilstein, только шины у него несколько большего размера - 215 /45R/18. Изменен также и дизайн колесных дисков: диск spec.B состоит из 10-ти спиц.
Поскольку одновременно это автомобиль считается самой спортивной машиной серии Legacy Touring Wagon, в ее стандартную комплектацию включается выше указанная система SI-drive, а так же двухсторонний кондиционер и рулевая колонка с телескопическим механизмом.
Объем салона и вместительность багажного отделения (оценка изнутри).
Внутреннее оборудование салона и передняя панель (4 балла)
В материалах, посвященных частично модернизированной машине, упоминаются следующие характерные особенности интерьера. Во-первых, передняя панель стала восприниматься более качественной за счет добавочных декоративных деталей, во-вторых, панель стала более функциональной, и в-третьих, она визуально подчеркивает объемность салона, и не вызывает у водителя чувство дискомфорта. Интересно отметить, что панель имеет вид крыльев самолета, которые разлетаются в разные стороны от расположенной по центру приборной панели. На центральной консоли обращает на себя внимание массивная 2-местная подставка для баночных напитков. Этот узел на передней панели смотрится совершенно по-новому. Однако, если говорить в общем, то существенных изменений ни в передней панели, ни в сидениях мною отмечено не было. Таким образом, сидя в салоне за рулем автомобиля нового образца, на самом деле совсем не чувствуешь никакой новизны, будто все это уже видел много раз. Иными словами, атмосфера, которая «царит» в салоне старого образца, воспроизводится на новом месте практически в неизменном виде.
Однако, какая на самом деле разница, внесены изменения, или все осталось как прежде. Ведь качество интерьера и раньше не вызывало особенных нареканий. Или, лучше сказать, интерьер Legacy с самого начала был сделан на очень высоком уровне. Более того, хоть это только мое личное мнение, но интерьер Legacy ничуть не уступает по качеству отделки самым изысканным салонам автомобилей Toyota. Например, в том автомобиле, за рулем которого я совершил испытательную поездку, была установлена звуковая аппаратура Mackintosh, затем, правда, в качестве опции, дверные зеркала бокового обзора с электрическим подогревом. Правда, следует признать и то, что бортовой навигатор HDD, который ставится на машину в качестве опции производителя, нельзя назвать слишком простым в управлении, и вот почему. Дело в том, что кнопки выключателей на пульте управления навигатором имеют очень тонкую регулировку, и поэтому и зрительно, и на ощупь трудно определить, в каком именно положении они находятся. Кроме того, они имеют слишком малые размеры. Так что действовать ими, что называется, не глядя, будет не так удобно, как хотелось бы.
Передние кресла (4 балла)
Каждый раз, когда я оказываюсь в салоне Legacy и начинаю двигать кресло, чтобы выбрать подходящую для себя позицию, я сначала волнуюсь, а потом вздыхаю облегченно. В самом деле, кресло всегда можно поставить так, что габариты кузова становятся хорошо определимыми. Настолько хорошо, что невольно ловишь себя на мысли: «Размер кузова подобран просто идеально!». Точно так же происходило и на этот раз, и этой «идиллии» не помешало даже то, что все оказалось не столь безупречным. Дело в том, что передние стойки слишком сильно выдвинуты вперед, чтобы визуально сделать переднюю часть машины как можно короче. Дизайн от этого выигрывает, а вот передний обзор сужается.
Что же касается размера кресел и упругости сидений, то я бы оценил их так: «В японских машинах есть много таких сидений, про которые нельзя сказать ничего плохого, так вот, сидения Legacy по качеству даже выше. Иными словами, совсем не дурно!». Автоматически регулируемое кресло предусмотрено только со стороны водителя, и по этому поводу у меня сразу же возник вопрос: «Почему?». Неужели среди водителей, привыкших пользоваться машинами Legacy, нашлись такие, которые выступили против установки такого же удобного в обращении сидения и с левой стороны? Странно, хотя бы потому, что человек всегда и во всем привык стремиться к симметрии, а не наоборот. Да, и еще: мало того, что водительское кресло удобное и легко регулируется, так можно еще регулировать и положение рулевого колеса. Как видите, все для удобства сидящего за рулем! Диапазон регулировки рулевого колеса, кстати, составляет 40 мм и обеспечивается телескопической рулевой колонкой, о которой я уже упоминал.
Заднее сидение (3 балла)
Что можно отметить здесь нового, чего не было раньше? В салоне 3-литровой модели в подлокотники встроена подставка – держатель для банки с соком. Это, пожалуй, и все новости. Что касается размеров сидения и его комфортабельности, то это все на уровне. Посередине есть складной подлокотник, который довольно узкий и короткий. По крайней мере, для двоих его никак не хватит. Даже для одного, и то может оказаться мало!
Что касается способов трансформации сидений в целях увеличения вместительности багажного отделения, то в целом все остается, как и прежде: задняя спинка по частям может полностью наклоняться вперед, и больше ничего. В салоне высшей категории, то есть, в салоне модификации 2.0 GT spec. такая операция может выполняться автоматически – стоит только воспользоваться специальным выключателем электрического привода спинок, который расположен на стенке багажного отделения. Эта «автоматика» включена в базисную комплектацию машины.
Багажное отделение (3 балла)
Если ранее я сказал, что качество отделки салона стало выше, то это в равной степени относится и к багажному отделению. Однако, если воспользоваться крышкой, встроенной в боковину задка, и перегородить ею багажник на уровне задней спинки, то вдруг окажется, что по высоте он не столь большой, как это кажется снаружи. Нижний порог дверного проема сделан на уровне пола багажника, и это хорошо. Но с другой стороны, даже при полностью заваленной задней спинки она продолжается возвышаться горкой в передней части багажного отделения, что, конечно, явный минус. Конечно, здесь можно возразить в том плане, что, мол, в Японии очень трудно себе представить, чтобы кто-то купил мебель и стал ее заталкивать в багажник автомобиля Legacy Touring Wagon.
А какова машина на ходу?
Двигатель и трансмиссия (3 балла)
Главным пунктом нынешней малой модернизации автомобилей модельного ряда Legacy Touring Wagon можно считать, как уже было отмечено, внедрение новой контрольной системы SI-drive в модели с турбонаддувом, а также машиы класса «3 литра» с 6-цилиндровым атмосферным мотором. Эта система включает в себя электронный блок управления дросселем и микрокомпьютер, управляющий двигателем, а если это машина с автоматической трансмиссией, то еще и программный блок переключения передач. Система управляется при помощи вращающегося селекторного выключателя, который располагается на центральной консоли передней панели. Как сказано в техническом каталоге, эта система позволяет варьировать работу двигателя и трансмиссии таким образом, что автомобиль имеет 3 варианта поведения.
Базовый режим, который включается автоматически одновременно с запуском двигателя – это режим S (Sport). Если провести аналогию с автомобилем Legacy прежнего образца, то этот режим почти полностью соответствует режиму «Power». Однако стоит только повернуть ручку селекторного выключателя вправо, или же коснуться клавиши, расположенной на рулевом колесе, как заработает режим S# (Sport Sharp). Как это повлияет на управляемость? Приблизительно до того момента, когда дроссель откроется наполовину, нажатие педали газа будет вызывать более интенсивное ускорение, нежели при точно таком же положении педали в режиме S. Кроме того, переход трансмиссии на повышенную передачу будет выполняться с некоторой задержкой против нормальной схемы, действующей в базовом режиме. То есть, обороты двигателя уже достигают такой величины, когда водитель обоснованно ждет переключения, а его все нет и нет! Обороты продолжают расти, а вместе с ними нарастает эмоциональный подъем водителя.
Но можно не вращать ручку селекторного выключателя, а просто ее утопить. Тогда система управления машиной окажется настроенной на режим I (Intelligent). В таком случае давление турбины и диаграмма раскрытия дросселя будет таковой, что тяговые характеристики машины снизятся до уровня, как если бы у нее под капотом оказался 2-литровый мотор DOHC, но только атмосферный. Этот режим, нужно заметить, разработан и введен в машину прежде всего для того, чтобы уменьшить расход топлива. Кривая крутящего момента в режиме I оказывается обрезанной в верхней своей части, что, тем не менее, никак не отразилось на нижней части графика. То есть, инженеры решили не усложнять себе задачу и не пошли на более тонкую перенастройку, которая могла бы дать увеличение крутящего момента на малых и средних оборотах. А жаль!
Следует также заметить, что, несмотря ни на что, по-прежнему слабым местом машин Legacy остается довольно ощутимые рывки в трансмиссии при переходе с одной передачи на другую. Вот я и думаю: может быть, причина этому кроется не в силовом агрегате и не в системе его управления, а в неудачной конструкции автоматической коробки передач Jatco?
Комфорт и рулевое управление (4 балла)
Но в чем, с моей точки зрения, авторы проекта «Legacy» на этот раз преуспели, так это в повышении комфортабельности автомобиля, который комплектуется увеличенными, 18-дюймовыми колесами. Достаточно только вспомнить, как в прежней модели трясло пассажиров на заднем сидении, когда машина оказывалась на участке дороги с неровным покрытием. Сейчас, оказывшись точно в таком же положении, автомобиль шел настолько ровно, что даже не верилось, что он «обут» в покрышки такого размера. Это – настоящее «усовершенствование», во всем бы так!
Конечно, я с большим удовлетворением использовал бы другую фразу. Ну, к примеру, «кузов автомобиля держался одинаково ровно, вне зависимости от того, по какой дороге ему приходилось идти». То, что это было бы преувеличением, это ничего. В любом случае, внимательно отслеживая работу подвески и не ощущая ожидаемых толчков, я, наконец, сделал для себя вывод, что на 18-дюймовые колеса близки к «победе» над выбоинами на дороге, как никогда прежде. Я, кстати сказать, не поленился, спросил у инженеров, в чем, на их взгляд, заключается причина такой метаморфозы, на что получил ответ, что дело не столько в усовершенствовании конструкции подвески, сколь в том, что передняя часть кузова получила дополнительную жесткость, прежде всего в районе крепления стоек подвески. Надо сказать, что это усиление кузова обернулось приблизительно 3-килограммовой прибавкой в весе. Таким образом, на одной чаше весов - чувство повышенного комфорта, а на другом - лишние 3 кг веса. Думаю, что такой обмен можно признать более, чем «эквивалентным».
Нельзя также обойти стороной и тот факт, что руль стал, как принято говорить, более информативным. То есть, управляемые колеса стали передавать водителю более полную информацию о состоянии дороги. Кроме того, водитель постоянно чувствует, насколько прочно контактируют с землей каждое из 4-х колес. Но это было присуще машинами Legacy раньше, тут я ничего нового не открываю. И знаете, что еще? Раньше я был твердо убежден, что если брать автомобиль из этого модельного ряда, то он обязательно должен быть только с 17-дюймовыми колесами. Сейчас же, честно говоря, со столь категоричным утверждением я бы не согласился.