Считалочка про дуб, орех или пшено предваряла потасовки еще в дореволюционных гимназиях. У нас тоже ожидается заварушка: на Дмитровском полигоне — три «горячих» хэтчбека гольф-класса: Subaru Impreza WRX, Mazda 3 MPS и Honda Civic Type R. Кто кого?
«Горячий» хэтчбек Subaru Impreza WRX? Это словосочетание режет слух фанатам Subaru: ведь Impreza всегда была или седаном, или универсалом! А вот теперь — хэтчбек. Обычные двери с рамками, обычная корейско-китайская внешность… И даже версия WRX внеш не отличается от обычной «атмосферной» Импрезы 2.0R Sport лишь нахлобучкой воздухозаборника на капоте. Так что в который раз мы понимаем тех, кто глядит на новую Импрезу — и не спешит расставаться со старой.
А может, стерпится — слюбится?
Изнутри новая Impreza напоминает скорее семейный минивэн: монументальная панель добротной сборки, со временная эргономика. Посадка низкая, но «гражданская» — ковшеобразному креслу не хватает жесткости и поясничного подпора. Пухлая баранка удобна, хотя могла бы быть поменьше, а педальный узел слишком просторен — перенос ноги с газа на тормоз иной раз требует отрыва пятки от пола. Так что спорт здесь — разве что в расположенном по центру тахометре да в новостях, которые передают по радио.
Mazda 3 MPS тоже скромница: распознать версию MPS можно только по ставив ее рядом с обычной «трешкой». Но Mazda красива сама по себе, как красив и интерьер с приборами а-ля Alfa Romeo. И пусть в центре приборного щитка — не тахометр, а спидометр, зато и кресло, и руль, и педали здесь удобнее.
Subaru Impreza WRX. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Кому чужда скромность, так это Хонде. О том, что он Type R, Civic кричит во все горло широкого воздухозаборника в переднем бампере. Космический дизайн, футуристичный интерьер. В центре двухъярусного приборного щитка — залитый красным свечением аналоговый тахометр, красной нитью прострочены руль и сиденья. Настраивает! А расстраивает мешающий заднему обзору спойлер. И еще — мелкие эргономические огрехи вроде скрытого за рулем блока управления микроклиматом.
«Заряд» у наших машин разный. У Импрезы WRX— оппозитный турбодвигатель 2.5 мощностью 230 л.с., а вдобавок еще и постоянный полный привод. Mazda 3 MPS хоть и переднеприводная, зато с самоблокирующимся дифференциалом, а турбомотор 2.3 DISI развивает аж 260 л.с.! Что сможет противопоставить им Civic Type R с его атмосферным двухлитровым двухсотсильным мотором и обычным передним приводом?
Интерьер Импрезы собран хорошо, но по-минивэновски монументальная передняя панель диссонирует с именем WRX. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Во-первых, легкость: Civic Type R весит меньше конкурентов на добрый центнер. Во-вторых, Honda — это все-таки Honda: с задиристым рокотом атмосферная «четверка» мигом набирает предельные 8300 об/мин. В-третьих, у нее самая «короткая» трансмиссия: вторая передача «крутится» всего до 86 км/ч, а третья — до 121 км/ч. С непривычки то и дело упираешься в ограничитель, а короткоходный механизм переключения иной раз провоцирует на ошибку. При 5200 об/мин, с переходом двигателя на «высокооборотные» кулачки распредвала (о чем сигнализирует вспыхивающий символ «i-VTEC» на щитке приборов) ощущается мягкий прилив ускорения, мотор выдает ликующее крещендо, а отклики на газ становятся просто великолепными!
Но… Как ни крути, хоть до предельных оборотов, это не былая хондовская «двухмоторность» — скорее дань ее памяти. И в «светофорных драках» со сво ими турбоконкурентами Civic Type R обречен на проигрыш: Mazda 3 MPS набирает 100 км/ч на полсекунды быстрее (6,6 с против 7,1 с), а разница во времени разгона до 150 км/ч подбирается к трем секундам. Это — вечность.
Да, в спринте Mazda 3 MPS кроет всех, включая Subaru! Переход в турбозону (2000—7000 об/мин) будоражит нервы и вдавливает в спинку — только успевай переключаться. Мотор басовито рычит, отклики на газ — что надо, тяги — с избытком. Да и максимальная скорость — свыше 240 км/ч, в то время как Civic набирает 226,9 км/ч.
А что Impreza WRX?
В движении Impreza WRX покоряет прежде всего… комфортом! Активной езде мешают вялые реакции и большие крены. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Стартует она даже быстрее, чем Mazda, — все-таки полный привод! Ускорение мощное, турбомотор с хрипотцой баритонит «на верхах»… Но с ростом скорости Impreza начинает отставать от Мазды: если полсотни Subaru набирает почти на секунду раньше MPS, то до сотни WRX разгоняется на 0,2 с дольше «трешки». А на отметке 208,4 км/ч разгон… мягко прекращается — хотя запас под педалью еще есть.
Ограничитель максимальной скорости! И это — Impreza WRX?
С одной стороны, почему бы и нет? Если уж на то пошло, развивать на дорогах Российской Федерации свыше 110 км/ч вообще запрещено. Но с другой стороны… Impreza WRX — это же наследница славы первой Импрезы GT, «народного суперкара», для которого просто не существовало ограничений. А суперкары нужны… Нет, не для того, чтобы нарушать правила. А чтобы знать: ты всегда можешь больше, чем другие. Новая Impreza WRX — не из таких: 209 км/ч — это ее паспортная «максималка».
И добро бы разгон был эмоциональным! Так нет — даже турбоподхват здесь какой-то «атмосферный», сглаженный, как у Хонды. Ощущение динамики притупляет и излишне задемпфированный акселератор — на просьбы водителя Impreza отвечает с полусекундной задержкой. Вдобавок большая инерционность полноприводной трансмиссии вкупе с тугой неинформативной педалью сцепления не дают переключаться быстро и плавно, с минимальным разрывом потока мощности: на каждой смене передач седоки кивают головами, словно китайские болванчики.
И все же Impreza обгонит Мазду. При условии, что под колесами не будет сухого асфальта.
Mazda 3 MPS злее, проворнее и быстрее соперников. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Мы специально провели серию стартов на смешанном покрытии, когда под правыми колесами автомобилей был сухой асфальт, а под левыми — скользкая, как лед, базальтовая плитка. Лишенная межколесной блокировки Honda отстает: либо система стабилизации чрезмерно душит двигатель, либо (если отключить VSA) одно из передних колес беспомощно полирует базальт. Mazda 3 MPS быстрее — блокировка дифференциала перебрасывает часть крутящего момента на «асфальтовое» колесо, более эффективно реализуя тяговую силу. Но Impreza не оставляет обоим переднеприводникам никаких шансов: полный привод!
С тормозами у всех порядок. Лидер — Honda: самый короткий тормозной путь (40,1 м с сотни) и моментальные реакции при экстренном объезде препятствия с работающей АБС. Следом — Mazda: замедление дозируется с ювелирной точностью, АБС по-спортивному допускает короткую блокировку колес. Но тормозной путь длиннее (41,6 м), а АБС добавляет рулению нервозности. И, наконец, Subaru — тормозной путь чуть короче, чем у Мазды (41,1 м), но педаль «проваливается», WRX заметно клюет носом и неохотно рулится при экстренном замедлении. Как-то неспортивно.
Кстати, о спорте: в разное время мы опробовали все три машины на кольцевой трассе в подмосковном Мячкове. Так вот: только Mazda 3 MPS не имела проблем с тормозами. А Civic Type R и Impreza WRX заставляли испытывать «тормозную недостаточность» уже после третьего круга.
Знакомо, спортивно, приятно. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Самая спортивная, самая азартная — Mazda: это и мотор, и тормоза, и управляемость. Даже на скорости за 200 км/ч MPS отлично стоит на прямой и точно, без излишней суеты откликается на отклонения руля. И пусть чуть заметны запаздывания при резких маневрах, пусть Mazda чуть круче желаемого встает на дугу и едва заметно отклоняется на неровностях, но в предельном повороте при отключенной системе стабилизации DSC «трешка» уверенно следует за рулем, демонстрирует легкую недостаточную поворачиваемость, а под сброс газа плавно уходит в занос. То, что спортивный доктор прописал!
Honda Civic Type R поначалу нравится еще больше — крены меньше, реакции острее. Но когда выбраны сцепные свойства шин, Honda откровенно скользит носом наружу — и сделать уже почти ничего нельзя: система стабилизации VSA настроена на борьбу с заносами, в которые Civic можно затащить только силой. Может, всему виной разношинница? Спереди на автомобиле, предоставленном на тест российским представительством фирмы Honda, стояли свежие покрышки Pirelli PZero Nero, а сзади — изношенные Michelin Pilot Sport. Но нет: летом на новых шинах Civic Type R ехал так же.
Mazda 3 MPS. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
В управляемости Subaru спортивных ноток еще меньше. Точнее, их просто нет.
На прямой Impreza WRX — само спокойствие: летит на мягкой подвеске, не замечая неровностей, а на повороты руля реагирует однозначно, но вяло. На входе в вираж WRX задумывается, сильно кренится — и в ответ на сброс газа плавно уходит внутрь траектории. В пределе это оборачивается глубоким заносом, требующим быстрой коррекции, иначе — разворот! Хорошо, что есть система стабилизации: если ее отключить, то обуздать Импрезу будет сложно. Еще и потому, что при быстром вращении баранки рулевое управление «затыкается», создавая высокую ступеньку по усилию. Да еще «заторможенный» привод акселератора…
Знаете, чем может понравиться Impreza WRX? Комфортом! Мягкая подвеска с аппетитом проглатывает всю дорожную «мелочь», отлично демпфирует жесткие неровности — Subaru мчит по шоссе, лишь слегка «вздыхая» на волнах асфальта. К тому же Impreza — самая тихая машина в трио.
Mazda 3 MPS тоже недалека от «гражданского» автомобиля — средние неровности сглаживает, «мелочь» почти не замечает. Но впечатление портят приходящие в салон удары от крупных неровностей и дешевый перестук камешков по аркам.
Если не доводить до предела, то красавица Honda — сама спортивность: наименьшие крены, острейшие реакции. Но «за гранью» хэтчбек тупо скользит носом наружу. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
А вот Honda буквально мстит седокам за остроту реакций: собирает с дороги все швы-трещинки, транслирует в салон крупные выбоины, причем жесткие неровности особенно досаждают в городском ритме. А с ростом скорости Honda начинает еще достовернее воспроизводить профиль покрытия, резко переваливаясь с боку на бок.
Одна отрада — тишина в салоне. Жаль только, что у «нашего» Сивика после 13500 км пробега пластиковая отдел ка салона уже скрипит...
Подсчитаем баллы.
Победитель — Honda! Причем это уже вторая «победа по очкам»: Civic Type R выиграл в тесте с Volvo C30 T5 и Mini в версии Cooper S. Правда, основное преимущество по баллам у Хонды — за дизайн, просторный салон и самый удобный багажник, раздельный климат-контроль… Хотя достоинства в эргономике и удобстве управления тормозами нами тоже отмечены.
Краснота интерьера — отличие версии Type R. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Но почему-то не поет душа в Сивике. А в Мазде — поет! И рвется в бой.
И снова вспоминается «боевая» речовка. Забияки обступали испытуемого — и начиналось:
— Драки-драки-дракачи, налетели палачи! Кто на драку не придет, тому хуже попадет. Выбирай из трех одно — дуб, орех или пшено?
Тому, кто отвечал «дуб», говорили: «Получи в зуб!» И начиналась драка. А из нашей троицы в драку не побоится лезть только Mazda 3 MPS. Настоящий «горячий» хэтчбек. И очень привлекательный по цене: от $33980.
Того, кто отвечал «орех», спрашивали: «На кого грех»? И он должен был указать на следующую потенциальную жертву. Так и Subaru Impreza WRX — судя по мирному характеру, она вообще не желает встревать в потасовки. Самый просторный салон, мягкая подвеска, хорошая шумоизоляция, ровный характер турбомотора, блеклая управляемость, ограниченная «максималка»… Конечно, это все равно мощный и быстрый полно приводник. Но цена — $45390! За эти деньги можно купить, например, трехлитровый кроссовер Mitsubishi Outlander XL, а не хэтчбек гольф-класса!
Honda Civic Type R. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Так что Impreza WRX кричит «орех» — и показывает на грядущую Импрезу WRX STI. Может, она сможет защитить спортивную честь Subaru?
Ну а тот, кто кричал «пшено», в ответ слышал: «Это дело решено. И поставлена печать, чтобы снова начинать. Драки-драки-дракачи, налетели палачи…» Так и Honda Civic Type R — выигрывает по баллам уже второй тест, но мы никак не можем распознать вкус этой победы и продолжаем задавать себе один и тот же вопрос: кому нужен Civic Type R за $39510 — при том, что есть более быстрая, более доступная и схоже оснащенная Mazda 3 MPS?Итоговые оценки Авторевю
Изображение с сайта autoreview.ru.
Диаметр разворота автомобилей
АвтомобильHonda Civic Type RMazda 3 MPSSubaru Impreza WRX|
|
По следу внешнего переднего колеса, м | 11,3 | 11,3 | 10,4 |
По внешнему переднему габариту, м | 12,0 | 12,0 | 11,2 |
Число оборотов руля от упора до упора | 2,5 | 2,7 | 2,8 |
Точность показаний спидометра
АвтомобилиПоказания спидометра, км/ч406080100120140160180200220Истинная скорость, км/ч|
|
|
|
Honda Civic Type R | 37 | 56 | 75 | 94 | 114 | 133 | 152 | 172 | 191 | 210 |
Mazda 3 MPS | 37 | 56 | 74 | 93 | 112 | 132 | 151 | 171 | 190 | 209 |
Subaru Impreza WRX | 37 | 55 | 73 | 93 | 112 | 131 | 151 | 171 | 190 | — |
Некоторые результаты измерений Авторевю
ПараметрыАвтомобилиHonda Civic Type RMazda 3 MPSSubaru Impreza WRX|
|
|
Максимальная скорость, км/ч | 226,9 | 241,9 | 208,4 |
Время разгона, с | 0—50 км/ч | 2,8 | 2,6 | 1,8 |
0—100 км/ч | 7,1 | 6,6 | 6,8 |
0—150 км/ч | 15,5 | 12,8 | 15,0 |
0—200 км/ч | 32,6 | 25,5 | 34,5 |
на пути 400 м | 15,3 | 14,6 | 14,8 |
на пути 1000 м | 27,9 | 26,4 | 27,6 |
60—100 км/ч (III) | 4,6 | 3,3 | 4,2 |
60—100 км/ч (IV) | 6,6 | 4,3 | 5,5 |
80—120 км/ч (V) | 9,0 | 5,5 | 7,8 |
80—120 км/ч (VI) | 12,2 | 8,6 | — |
Выбег, м | с 50 км/ч | 545 | 551 | 609 |
130—80 км/ч | 928 | 877 | 971 |
160—80 км/ч | 1389 | 1347 | 1463 |
Торможение со скорости 100 км/ч | путь, м | 40,1 | 41,6 | 41,1 |
замедление, м/с | 9,6 | 9,3 | 9,4 |
Торможение со скорости 150 км/ч | путь, м | 87,6 | 91,0 | 93,2 |
замедление, м/с | 9,9 | 9,5 | 9,3 |
Безопасны?
Все три «горячих» хэтчбека обладают хорошим набором средств активной и пассивной безопасности: по шесть подушек безопасности (фронтальные, боковые и занавески), ремни с преднатяжителями и ограничителями усилия, крепления детских кресел Isofix, АБС, электронные системы распределения тормозных усилий и стабилизации.
По методике EuroNCAP испытывались базовые Honda (пятидверная) и Mazda. Кузов Сивика отлично выдержал фронтальный удар, ремни и подушки надежно защитили передних седоков, но эксперты снизили оценку за травмоопасную переднюю панель и смещение педали газа на лишние четыре миллиметра. При боковых ударах Civic лишился еще двух баллов — за повышенные нагрузки на торс манекена-водителя. Итог — четыре звезды из пяти. Аналогичная оценка — и за защиту детей-пассажиров. Пешеходы при наезде — в минимальной опасности: три звезды из четырех.
Хэтчбек Mazda 3 тоже выступил на «четверку» — получить пять звезд не позволили штрафные баллы за потенциально травмоопасную переднюю панель. Кстати, на фронтальном краш-тесте американского Управления по дорожной безопасности NHTSA (удар в бетонную стену на скорости 56 км/ч) Mazda 3 тоже набрала четыре звезды из пяти возможных.
Зато безопасность Мазды при боковом ударе — отличная. Малолетние пассажиры защищены на «троечку», а пешеходная безопасность оценена в две звезды из четырех.
Новая Subaru Impreza успела пройти независимые испытания на пассивную безопасность только в США, где она продается с кузовом седан. По методике NHTSA автомобиль набрал четыре звезды за защиту заднего пассажира при боковом ударе и максимальные пять звезд по остальным трем параметрам, в итоге — пятизвездный рейтинг. Для справки: у седана-предшественника в зачетке по пассивной безопасности была лишь одна «пятерка» и три «четверки». Вероятность переворота у полноприводной Импрезы не превышает 10% — четыре звезды из пяти возможных.
Subaru Impreza*5 звезд|
Защита водителя при фронтальном ударе | 5 звезд |
Защита пассажира при фронтальном ударе | 5 звезд |
Защита водителя при боковом ударе | 5 звезд |
Защита заднего пассажира при боковом ударе | 4 звезды |
Рейтинг опрокидываемсти | 4 звезды |
Снаряженная масса | 1396 кг |
* Испытания проводились по методике NHTSA |
Honda Civic*4 звезды|
Общий рейтинг | 30 баллов |
Фронтальный краш-тест | 11 (69%) |
Боковые краш-тесты | 16 (89%) |
СНРБ** | 3 |
Защита пассажиров-детей | 38 (78%) |
Защита пешеходов | 24 (67%) |
Снаряженная масса | 1251 кг |
* Испытания проводились по методике EuroNCAP |
** Наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности |
Mazda 3*4 звезды|
Общий рейтинг | 33 балла |
Фронтальный краш-тест | 12 (75%) |
Боковые краш-тесты | 18 (90%) |
СНРБ** | 3 |
Защита пассажиров-детей | 32 (65%) |
Защита пешеходов | 15 (42%) |
Снаряженная масса | 1190 кг |
* Испытания проводились по методике EuroNCAP |
** Сигнализация о непристегнутых ремнях безопасности |
«Лосиный тест»
Испытания, имитирующие объезд внезапно возникшего препятствия, мы проводили в два этапа. Сначала пять водителей, уже ознакомившись с хэтчбеками в штатных режимах движения, пробовали объехать «лося» с первой и единственной попытки на скорости 65 км/ч, а затем эксперт в серии заездов искал предельную скорость выполнения маневра. Кроме того, в испытание включен элемент неожиданности в виде светофоров, которые задают направление объезда — справа либо слева.
Honda Civic Type R отчаянно скользит передней осью, но объезжает «лося» быстрее всех. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Быстрее всего объехать «лося» испытателю удалось на Хонде — 82,0 км/ч. И это — при вопиющей разношиннице. Но несмотря на то что новые покрышки стояли спереди, главной помехой увеличению скорости был прогрессирующий снос — машина упрямо скользила передней осью, распрямляя траекторию. А «на пределе», когда поскальзывались изношенные задние колеса, выручала система стабилизации. Двое из случайных водителей-неудачников сослались на пугающую остроту реакций.
«На пределе» Mazda 3 MPS пугает заносами, но на «гражданских» скоростях понятна всем. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
Mazda 3 MPS не смогла побить абсолютный рекорд скорости «лосиного теста», принадлежащий ее двухлитровой тезке (85,5 км/ч), — лишь 80,2 км/ч. При перестроении на соседнюю полосу Mazda реагировала на действия рулем с ленцой, требуя больших углов поворота, а затем коварно проваливалась в глубокий занос. В итоге автомобиль долго скользил боком по второму коридору, иной раз не успевая распрямиться к третьему. Не исключено, что свою лепту внесла изменившая ся развесовка — передняя ось версии MPS дополнительно нагружена почти центнером по сравнению с двухлитровой машиной. Зато в «разовых» заездах — стопроцентное попадание: очень понятный автомобиль!
На счету Импрезы WRX — четыре сбитых «лося» из пяти: система стабилизации опаздывает с коррекцией заноса. Фото Михаила Крюкова с сайта autoreview.ru.
А что Subaru? Острейшая нехватка чувствительности вынудила двух водителей сбить «лося», а еще двух — вылететь в глубоком заносе на воображаемую встречную полосу. Испытатель все время «спотыкался» о ступеньку усилия на руле, а система стабилизации вступала в действие слишком грубо и поздно, тщетно пытаясь погасить растянувшийся занос. Найти предельную скорость «лосиного теста» нам помешал дождь, но уверены, что она далека от рекордной — даже посуху Impreza WRX едва вписывалась в траекторию на 70 км/ч.
Обзорность
Лучшая обзорность — у Subaru: передние стойки почти не мешают взгляду, водительский дворник чистит до самого края, а в бортовые зеркала видно все, что нужно. В Мазде чуть массивнее передние стойки, а обзорность Хонды портят недорабатывающие щетки, торчащие во внутрисалонном зеркале задние подголовники и спойлер, перечеркивающий «багажное» стекло. Благо наружные зеркала хороши.